Эксперименты с Едой для Детей
Ruth Hartnup / Flickr
Группа американских ученых пришла к выводу, что младенцы судят о том, какая еда нравится окружающим людям, учитывая отношения между ними и их принадлежность к разным социальным группам. В то же время чье-то отвращение к пище дети воспринимают как универсальный признак, что, по мнению исследователей, помогает им избежать употребления потенциально опасных продуктов. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Предыдущие исследования, проведенные различными психологами, показали, что маленькие дети очень разборчивы в выборе еды и нередко отвергают ту пищу, которую будут употреблять в более взрослом возрасте. Ученые объясняют это эволюционными механизмами защиты, которые предохраняют младенцев от пищевых отравлений. Однако социальный аспект выбора еды самыми маленькими детьми до сих пор не был изучен — именно этот пробел и попытались восполнить ученые.
В своей статье психологи предположили, что выбор еды даже маленькими детьми имеет социальную природу. Эту гипотезу они проверили, поставив серию экспериментов с участием примерно 200 детей, средний возраст которых составлял 14 месяцев. Детям показывали серии коротких видео с участием взрослых актрис и при этом замеряли среднюю длительность фиксации детского внимания на тех или иных ситуациях.
В основе всех экспериментов лежала однотипная схема взаимодействия между двумя актрисами, которые по очереди пробовали еду или рассматривали емкости из-под еды, выражая при этом свое одобрение или неодобрение. Первая актриса задавала установочную реакцию — например, пробовала еду из одной емкости и показывала, что ей очень нравится вкус. Вторая актриса в точности повторяла ее действия, но с противоположной оценкой (например, показывала, что ей не нравится вкус еды, которую пробовала первая актриса). Затем вторая актриса проделывала то же самое, с той же обратной оценкой, с другой, «нейтральной» едой или емкостью, которых не касалась первая актриса.
Авторов эксперимента интересовала реакция детей на действия второй актрисы. Ученые исходили из следующих предположений: если детей больше занимает новизна манипуляций на экране без учета социального аспекта, то они будут дольше смотреть на действия второй актрисы с «нейтральными» объектами (потому что она первая привлекала к ним внимание детей). Если же детей занимает новизна и необычность взаимодействия между людьми, то они будут дольше смотреть на действия второй актрисы в тот момент, когда та в своей оценке противоречит первой. Именно среднее время, уделяемое детьми второй актрисе в этих двух моментах, и было измерено в ходе серии экспериментов — по нему ученые судили о фокусе внимания испытуемых.