Кривая Лаффера и экономическая теория предложения

Однажды в 1974 г. экономист Артур Лаффер в компании известных журнали­стов и политиков обедал в одном из вашингтонских ресторанов. Объяснял собеседникам влияние ставки налога на величину налоговых поступлений, ом взял салфетку и начертил на ней линию, очень похожую на график (б) рис. 8.7 А. Лаффер пытался доказать, что в данный момент времени США находятся ва направленном вниз отрезке кривой. В этот момент налоговые ставки были таг высоки, что их снижение действительно могло привести к увеличению налого­вых поступлений.

Предложение А. Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налога может увеличить налоговые поступления, не вызывает с точки зрения экономической теории сомнений, но его практический эффект был труднопредсказуем. Подтверждения мнения А. Лаффера о чрез­вычайно высоком уровне ставок налогов в США отсутствовали.

Однако кривая Лаффера (как ее теперь называют) захватила воображение Рональда Рейгана. Дэвид Стокмэн, один из сотрудников первой администрациж президента Р. Рейгана, рассказывает:

(Рейган) однажды сам побывал на кривой Лаффера. «Я начал сниматься t фильмах во время Второй мировой войны»; - любил вспоминать он. - В то время высшая ставка подоходного налога приближалась к 90%. Вы снимались в четырех фильмах, а затем попадали в категорию людей, под­падавших под самое высокое налогообложение, - продолжал Р. Рейган, - поэтому мы все бросали работу после съемок в четырех фильмах и уезжа­ли из страны». Высокий налог приводит к тому, что люди меньше работа­ют. Низкий налог приводит к тому, что работают больше. Его опыт доказал это.

Когда в 1980 г. Р. Рейган был избран президентом, он поставил сокращение налогов в центр своей политической платформы. Р. Рейган утверждал, что налоги настолько велики, что они превратились в антистимулы к работе. Ои считал, что снижение налогов даст людям новые стимулы к работе, увеличит экономическое благосостояние и, возможно, даже налоговые поступления. Та* как сокращение налогов было направлено на побуждение людей увеличить предложение труда, концепции А. Лаффера и Р. Рейгана называли экономиче­ской теорией предложения.

История опровергла предположение А. Лаффера о том, что снижение налоговых ставок приведет к росту налоговых поступлений, напротив. Пос-

clip_image00251

Рис. 8.7

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ БЕЗВОЗВРАТНАЯ ПОТЕРЯ И НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ   ПРИ ИЗМЕНЕНИИ РАЗМЕРА НАЛОГА На графике (а) показано, что при   увеличении размера налога величина безвозврат­ной потери возрастает. На графике (б) показано, что при увеличении  размера налога налоговые поступления растут, а затем начинают снижаться. Данную зависимость иногда называют кривой Лаффера.

ле того как Р. Рейгану удалось провести через Конгресс предложение об уменьшении налогов, поступления от подоходного налога (в расчете на чело­века, скорректированные к уровню инфляции) за 1980-1984 гг. сократились на 9 %, хотя средний доход (на человека, скорректированный на уровень инфляции) вырос за этот период на 4 %. Уменьшение налоговых поступле­ний способствовало наступлению длительного периода, в течение которого правительству США не удавалось оплачивать все расходы, а изменить нало­говую политику было весьма сложно. Во время пребывания Р. Рейгана на посту президента в течение двух сроков и в течение многих лет после его ухода бюджет США сводился с громадным дефицитом.

Впрочем, доводы А. Лаффера не остались без внимания. Общее сокращение налоговых ставок ведет к снижению поступлений, но некоторые налогопла­тельщики все-таки перемещаются на другую сторону кривой Лаффера.

В 1980-х гг. после снижения налоговых ставок объем поступлений от бога­тейших американцев действительно возрос, а значит, идея их уменьшения впол­не применима по отношению к тем налогоплательщикам, которые платят налог: по самым высоким ставкам. Кроме того, возможно, предложения А. Лаффер^ будут эффективны в странах, в которых налоговые ставки существенно выше чем в США. В начале 1980-х гг. в Швеции, например, значительная част: трудящихся рабочих платила налоги по предельной ставке - 80 %. Подобны-ставки налогов существенно уменьшают желание людей работать.

Дискуссии о роли налогов не затихают ни на минуту. Как только в Бель:? дом в 1993 г. переехал Билл Клинтон, он увеличил ставки федеральных налоге г для получающих высокий доход налогоплательщиков почти до 40 %. Некото­рые экономисты критиковали его политику, утверждая, что новый план уве­личения налоговых поступлений обречен на провал. Они считали, что администрация недооценивает влияние налогов на поведение людей. Соперник Клинтона на выборах 1996 г. Б. Доул предложил уменьшить ставки подоходного налога.  Хотя он отвергал идею о том, что сокращение налогов полностью оправдано: кандидат в президенты утверждал, что снижение налогов на 28 % будет компенсировано ускоренным экономическим ростом. Его предложение породило новые дискуссии среди экономистов, обсуждавших обоснованность снижения на­логов.

Причина перманентной политической полемики частично объясняете; расхождением во мнениях относительно эластичности. Чем более эластичен спрос и предложение на рынке, тем в большей степени налоги искажу ют поведение субъектов рынка и тем более вероятно, что снижение налогов приведет к увеличению налоговых поступлений. Тем не менее экономиста единодушны относительно общего правила: анализ величины налоговых ставок не позволяет сделать достоверный прогноз о воздействии их изучнения на величину налоговых поступлений. Многое зависит от того, как изменение ставок налога повлияет на поведение людей.

Как сказал Оливер Уэнделл Холмс, налоги - цена, которую мы платим за вс: можность жить в цивилизованном обществе. Современное общество немыслим: без различных форм налогов. Мы все ждем, что правительство предоставит Hi» определенные услуги, такие как дороги, парки, полиция, обеспечит националыгл. безопасность. Для оплаты общественных услуг необходимы налоговые посгуг ления.

В этой главе мы рассмотрели вопрос о цене цивилизованного общества. Один из Десяти принципов экономике (гл. 1), гласит, что рынки обычно - хороши способ организации экономической деятельности. Однако, когда правительств: облагает налогом покупателей или продавцов товара, общество теряет некоторые преимущества рыночной эффективности. Налоги дорого обходятся субъект;.» рынка не только потому, что налоги перемещают необходимые им ресурсы к правительству, но и потому, что они изменяют мотивы людей и искажают результата функционирования рынка.

Отзывов нет

Комментариев пока нет.

RSS-лента комментариев.

Комментарии закрыты.